Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Пернатые друзья

Опубликовано 22.11.2018

Проект. Составитель: Казак Эльвира Ришатовна, 2018 г.
Продолжительность: один  месяц
Тип: творческо  - познавательный
Участники: воспитатели, дети младшей группы, родители.

Актуальность: С наступлением холодов дети стали обращать внимание на то, что птиц стало меньше. Они стали задавать много вопросов: -Почему птиц стало меньше?- Куда они пропали? – Чем питаются птицы, когда земля покрыта снегом?

Проблема: Дети наблюдают за птицами, слушают рассказы о зимующих птицах, но самостоятельно не могут проявить заботу о них. Дети не понимают, что птицам зимой трудно добывать корм, их надо подкармливать.

Цель проекта:

Углублять знания детей о жизни птиц в зимний период.

Задачи проекта:
- расширять представление о зимующих птицах;
- закреплять знания о птичьих повадках;
- учить различать их по внешнему виду;
- повышать двигательную активность на прогулке;
- развивать наблюдательность, фантазию, творческие способности;
- воспитывать любовь и бережное к окружающей природе.

Продукты проекта:

- изготовление кормушек совместно с родителями и воспитателями;
- выставка творческих работ детей;
- выставка «Каждой пичужке - кормушку»
- оформление участка совместно с родителями.

Ожидаемый результат: формировать знания о том, какие птицы чаще всего прилетают к кормушке, чем их надо подкармливать. Вызывать эстетическое переживание от красоты зимней природы; радость от прогулок и наблюдений за птицами, участия в уходе за ними.

Этапы проекта:
1.    Подготовительный - чтение, рассматривание сюжетных картинок, наблюдение
2.    .Практический - изготовление кормушек, подготовка корма для птиц, творческие работы.
3.    Итоговый - оформление раздевалки и участка.
Результаты проекты: Расширили представления о зимующих птицах; научились изготавливать кормушки; сделали интересную выставку; совместно с родителями потрудились над оформлением участка и провели развлечение.

Реализация проекта
I неделя
-    Беседа с детьми о зимующих птицах.
-    Рассматривание сюжетных картинок на тему «Птицы».
-    Аппликация «Каждой пичужке - кормушку».
-    Прогулка. Развешивание кормушки. Рассматривание подкормки для птиц (семян подсолнуха, зернышек и т.д.) Кормление и наблюдение за воробьями.
-    Подвижная игра «Ловлю птиц на лету».
-    «Воробушки и кот».
II  неделя

-    Чтение стихотворения А. Барто «Села птичка на окошко»
-    Беседа о характерных признаках внешнего вида птиц.
-    Прогулка. Кормление и наблюдение за птицами. Рассматривание вороны
-    Подвижная игра «Вороны и собачка»
-    «Хитрая лиса»
III  неделя

-    Рассматривание сюжетных картинок - закреплять представление о названии птицы, характерных признаках внешнего вида.
-    Рисование красками (пальчиками) «Рябинка для снегирей»
-    Прогулка. Кормление птиц.
-    Наблюдение за синицей.
-    Подвижная игра «Воробушки и автомобиль» «Хитрая лиса»

IV неделя

-    Прогулка. Итоговое мероприятие совместно с родителями: оформление участка, развешивание кормушек.
-    Наблюдение за птицами, рассматривание снегирей.
-    Отгадывание загадок.
-    Подвижная игра - упражнение «Снегири»

Приложение. ПЕСЕНКА

Игра с группой детей. Для развития двигательной функции, расширения кругозора, знакомство малышей с окружающим миром. Прилетели птички, Птички невелички, На ладошку сели, Зернышек поели - И запели! Здесь уселся соловей С новой песенкой своей. ( пошевелите большим пальцем левой руки)
А здесь - воробей, Нет воробышка смелей! ( указательным)
Только петь он не привык, Прыг да скок! Да чик- чирик! Что летаешь, сойка? Сядь на пальчик, спой- ка! (средним)
Сойка голос подала - Славка славить начала Нашу землю до небес, Лето, солнышко и лес! (безымянным)
Славка - птичка, Воробья сестричка, Подпевает соловью: - Я пою! Пою! Пою! (мизинцем)
Трясогузка ожила - Глянь она плясать пошла! ( мизинцем правой руки)
А за нею - чиж, Озорной мальчиш! Вместе пляшут, Крылышками машут! (безымянным ) Пеночка запела! (средним) Иволга! (указательным)
Скворец! (большим )
Кто услышал песенку - Молодец!!!
Все пальчики в игре размялись - на каждом из них своя птичка сидела. Тем пальчиком, на который села птичка, нужно пошевелить, стараясь, чтобы остальные не двигались. А точка в игре - три хлопка на слове «Молодец!»

В. А. ЖУКОВСКИЙ
           
           Птичка
Птичка летает, Птичка играет, Птичка поет; Птичка летала, Птичка играла, Птички уже нет!
Где же ты птичка? Где же ты певичка? В дальнем краю Гнездышко вьешь ты; Там и поешь ты Песню свою.

В. СТЕПАНОВ

           Воробей.
Сел на ветку воробей И качается на ней.
 Воробей качается - Зима (Лето) начинается.
        Снегирь
Сел на ветку снегирек,
Брызнул дождик, он промок
Ветерок, подуй слегка,
Обсуши нам снегирька!

 Прогулка.
Наблюдение за воробьями.
Цели: - формировать знания о том, какие птицы чаще всего прилетают к кормушке, чем их надо подкармливать; - воспитывать доброе отношение к ним; - развивать умение и желание помогать им.
Птичьи гнезда опустели, Птицы к югу улетели. Оказался всех храбрей Наш дворовый воробей. Холода не испугался, С нами на зиму остался. Непоседа, невеличка- Желтая почти вся птичка Любит сало, семечки…
- Что у них общего? - Они живут по одиночке? - Где ищут корм? - Надо ли помогать птицам? Почему? - Чем мы будем их кормить? - Что интересного можно наблюдать у кормушки?
Трудовая деятельность
Сгребание снега лопатками, расчистка дорожки.
Цель: учить работать сообща, добиваться цели общими усилиями.
Подвижные игры
«Ловлю птиц на лету» (русская народная)
Цели: - учить быстро действовать по сигналу; - бегать, не наталкиваясь друг на друга.
«Воробушки и кот»
Цель:- учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать не задевая друг друга, находить свое место, приучать детей быть осторожными.
Прогулка.
Наблюдение за вороной.
-Цели: - расширять представления о зимующих птицах, различать их по внешнему виду; - воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.
Вместе с детьми повесить кормушку и посыпать корм для птиц.
Загадать детям загадку
Шапочка серенькая,
 Жилеточка  нетканная,
 Кафтанчик рябенький,
 А ходит босиком. (Ворона.)
- Как зовут эту птицу? - Назовите особенности внешнего вида. – Чем она питается? - Есть ли у нее враги?
Обратить внимание детей на нахохлившихся ворон, прыгающих воробьев. Рассказать, что птицы прилетают ближе к людям, надеясь, что они их накормят.
Трудовая деятельность Расчистка дорожек к кормушке. Сгребание снега для построек.
Подвижная игра: «Вороны и собачки» Цели: учить быстро действовать по сигналу; - бегать, не наталкиваясь друг на друга.
«Хитрая лиса» Цель: развивать ловкость, быстроту бега, внимание.

Прогулка
Наблюдение за зимующими птицами
Цель: знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.
Загадать детям загадку и провести беседу.
Угадай, какая птица, Бойкая, задорная, ловкая, проворная, Звонко тенькает: «Тень- Тень! Как хорош весенний день!» (синица)
- Что это за птица? - Как она выглядит и какого она цвета? - Какие изменения происходят в жизни синиц зимой? - Чем питаются синицы? - как люди заботятся о них? - Когда отмечают «синичкин» день? (В ноябре)
Обратить внимание детей на птицу с черной шапочкой на голове, белыми шечками, желтой грудкой - это синичка. Понаблюдать, как она будет клевать корм.
Напомнить детям, что птицам зимой трудно зимой добыть корм, их надо подкармливать. Синички любят сало, семечки. Вспомнить о других прилетевших к кормушке птицах. Как их называют, и чем они питаются.
Маленькая птичка - Вновь разгулялась вьюга, Желтогрудая синичка, Срывает снежные шапки. По двору гуляет, Совсем замерзла пичуга, Крохи собирает. Сидит поджимая лапки.
Подвижная игра «Хитрая лиса»; «Воробушки и автомобиль» Цели: - упражнять в беге врассыпную; - развивать ловкость, быстроту.
Прогулка.
Развешивание кормушек, оформление участка совместно с родителями.
Устроить «праздник для птиц». Посыпать корм в кормушки, повесить на веревочке кусочки несоленого сала, косточки с мясом для ворон. Под березку посыпать песок, смешанный с зерном. Наблюдать, какие птицы какой корм будут клевать.
Обратить внимание на снегирей, на красивые перья: на грудке перья красные, на спинке - серые, а на головке- черные.
Отгадывание загадок.
Подвижная игра-упражнение «Снегири»
(Поможет развить координацию речи с движениями, сформировать умение договаривать за взрослым отдельные слова и словосочетания)
СНЕГИРИ.

Стоим лицом друг к другу. Хлопаем опущенными руками по бокам.
РАЗ, ДВА, ТРИ. Загибаем по 3 пальца на руках, начиная с больших.
ПРИЛЕТЕЛИ, ПОСИДЕЛИ. Загибаем оставшиеся два пальца на каждой руке.
ПОГАЛДЕЛИ, УЛЕТЕЛИ, Бежим по кругу, взмахивая руками, как крыльями.
УЛЕТЕЛИ В НЕБЕСА, Останавливаемся, машем скрещенными ладонями.
ВОТ КАКИЕ ЧУДЕСА! С удивлением разводим руками.