Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Формирование звуковой культуры речи

Опубликовано 24.11.2017

Конспект логопедического НОД в старшей группе на тему «Формирование звуковой культуры речи» (лексическая тема «Домашние животные»)

Цель: формирование звуковой культуры речи

см. Презентация к конспекту

Задачи:

Коррекционно-образовательные:
1.    Создать радостную, доброжелательную атмосферу в группе
2.    Вызвать интерес детей к совместной деятельности
3.    Активизировать словарь по теме «Домашние животные», систематизировать знания детей о домашних животных и их детенышей
4.    Совершенствовать грамматический строй речи
5.    Учить определять место звука в слове
6.    Закрепить умение называть и узнавать цифры
7.    Закрепить графические образы букв А, У, И

Коррекционно-развивающие:
8.    Развивать артикуляционную моторику через артикуляционные упражнения; мелкую моторику
9.    Развивать фонематический слух
10.    Развивать зрительное внимание, память, мышление
11.    Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, связную речь (умение отвечать на вопросы полным предложением, составлять описательный рассказ)

Коррекционно-воспитательные:
12.    Воспитывать чувство семейной сплоченности
13.    Воспитывать любовь и заботу о домашних животных
14.    Воспитывать чувство взаимопомощи, умение понимать поставленную задачу

Словарь: скотный двор, домашние животные, корова, теленок, коза, козленок, собака, щенок, овца, ягненок, кошка, котенок, алфавит, семья домашних животных.

Оборудование: презентация, конверт с письмом, телефон, схема для составления описательного рассказа, игра «Собери картину», игра «Кто за кем бежит?», карандаши, схемы для определения места звука в слове, картины детенышей домашних животных (теленок, козленок, щенок, ягненок, котенок).

Предварительная работа: беседа о домашних животных, составление описательного рассказа по схеме, загадывание загадок, уточнить понятия «скотный двор, домашние животные, алфавит»

Ход НОД:
Логопед      Дети
1.    Организационный момент
Слайд 1
- Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу. Какое у вас настроение?
- Давайте поделимся нашим хорошим настроением, и тогда хорошее настроение будет с нами всегда    
- Хорошее

2. Основная часть
Слайд 2
- Ребята, посмотрите, кто у нас сегодня в гостях?
- Лошадь принесла нам письмо. Прочитаем, что там написано? (читаю письмо)
«Здравствуйте, дети! Я знаю, что вы живете в городе Крымск. Приглашаю вас к себе в гости, в деревню. Здесь много интересного, приезжайте, очень жду. Бабушка Матрена».
- Вот здорово! Поедем, ребята?
- А на чем же мы поедем? (звонит телефон)
- Кто-то звонит нам. (Разговариваю по телефону). «Да, это я, конечно, собираемся, а что случилось? Обязательно, постараемся как можно быстрее добраться»
- Ребята, в деревне у бабушки случилась беда, детеныши животных убежали, и мы должны их найти. Поможем бабушке найти детенышей домашних животных?
- Тогда скорее поехали.     
- у нас сегодня в гостях Лошадь
- Да
- Да
- На лошади
- Да
2.    Артикуляционная гимнастика
- Цок-цок-цок по мостовой —
Идет лошадка к нам с тобой.
Щелкай язычком быстрее,
Чтоб она пришла скорее
-Улыбается лошадка:
Видно жить лошадке сладко!
Зубки ровные лошадка
Показала нам украдкой.
- Приехали.    (Артикуляционное упражнение «Лошадка»)

(Артикуляционное упражнение «Забор»)

(Упражнение «Лошадь фыркает»)
3.    Коррекционно-развивающий этап
Слайд 3
- Вот мы приехали в деревню. Кто нас встречает?
Слайд 4
- Что есть у бабушки Матрены?
- Что такое скотный двор?
- Посмотрите сколько здесь животных. Почему их называют домашними животными?

Слайд 5
- Нам надо помочь животным. Детеныши их убежали и оставили только подсказки, по которым мы их будем искать. Посмотрите, каким животным мы будем помогать, давайте их посчитаем
- Посмотрите, кому будем помогать сначала? Кто под цифрой 1?
Слайд 6
Расскажите про корову
 
- Теленок находится там, о чем речь в загадке
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже.
- Вот наш теленок, он еще совсем маленький и хочет с вами поиграть. Хочет с вами собрать нужно картины. (Игра «Собери картины»)
Слайд 7
- Отведем нашего теленка к маме (На слайде рядом с коровой появляется телёнок)
- Какое следующее животное? (животное под номером 2).
Слайд 8
Кто нам расскажет про козу?

- Слушайте подсказку, где находится козленок
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.

Слайд 9
- Вот наш козленок, отведем его к маме (на слайде рядом с козой появляется козленок). У козленка для вас тоже есть игра.
Слайд 10, 11, 12, 13
 (Упражнение «Четвертый лишний»)
Слайд 14
- Какому животному будем сейчас помогать?
Слайд 15
 - Расскажите про собаку

- Слушайте подсказку, где находится щенок
Она доставит без труда
Тебя в другие города.
Но если ты собрался в путь
Ее заправить не забудь!
Слайд 16
- Вот наш щенок. Отведем его к маме (на слайде рядом с собакой появляется щенок) У щенка для вас есть игра.
Слайд 17
Физминутка для глаз
Слайд 18
- Какое следующее животное, которому надо помочь?
Слайд 18
Расскажите про овцу

- Чтобы найти ягненка, отгадайте загадку
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует, -
А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом.
- Вот наш ягненок, от ягненка для вас игра. (Упражнение «Кто за кем бежит?») (провести карандашом дорожку от детеныша к маме, затем дети, говоря, кто кого догоняет)
Слайд 20
- Отведем ягненка к маме (рядом с овцой появляется ягненок)
- И последнее животное, которому надо помочь.
Слайд 21
 Расскажите про кошку

- Отгадайте загадку, и мы узнаем, где находится котенок
Это необычный дом!
Поселились буквы в нём.
У всех букв от А до Я
Есть квартирка своя!
- Вот наш котенок, он очень умный и приготовил вот такое задание. Найдите буквы А, У, И. Почему они красного цвета? Произнесите слово кошка, лошадь, овца, коза и скажите, где находится звук «А», найдите подходящий домик
Слайд 22
- Отведем нашего котенка к маме (рядом с кошкой появляется котенок)
- все детеныши нашлись, посмотрите, какие мамы стали счастливыми.
- У каждого человека есть своя семья, есть папа и мама. И у животных тоже есть папа и мама.
 Слайд 23, 24, 25, 26
- Давайте их назовем
4. Рефлексия
- Вам понравилось сегодня помогать животным? Что больше всего понравилось? Что вы запомнили? Что вы хотели бы еще узнать?
Слайд 27
- Домашние животные довольны, что вернулись их детеныши и бабушка тоже радуется, что они нашлись и говорит вам спасибо, поэтому бабушка вам приготовила небольшой фильм, про животных, хочет показать, как они живут. Слайд 28    
- Нас встречает бабушка Матрена

- У бабушки Матрены есть скотный двор?
- Скотный двор, где живут домашние животные
- Называют домашними животными, потому что они живут рядом с людьми, за ними ухаживает человек, кормит их, строит им жилище.
- Будем помогать корове.

Это корова, у нее есть голова, туловище, рога, хвост, копыта, шерсть коричнево-белого цвета, живет в коровнике, ест траву, дает молоко. Детеныш - теленок
- Это зеркало

(Дети на столах собирают картины домашних животных и говорят, кого собрали)
- Коза.

Это коза, у козы есть рога, копыта, хвост, голова, шерсть белого цвета, живет в хлеву, ест траву, дает молоко. Детеныш-козленок
- Книга
(Дети находят лишнее животное, и объясняют)
- Собаке.
Это собака, у собаки есть лапы, уши, голова, хвост, шерсть рыжего цвета, живет в конуре, ест кости, охраняет дом хозяина. Детеныш- щенок
- Машина
(Дети выполняют движения глазами)
- Овца.
Это овца, у овцы есть копыта, хвост, шерсть белого цвета, живет в хлеву, ест траву, дает шерсть. Детеныш – ягненок
- Карандаш
- Теленок догоняет корову, козленок догоняет козленка
- Кошке.
Это кошка, у нее есть хвост, усы, лапки, когти, хвост. Шерсть белого цвета с черно-рыжими пятнышками, живет дома, ест молоко, ловит мышей. Детеныш – котенок.
- Алфавит