Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Роль фонематического восприятия в речевом развитии ребенка

Роль фонематического восприятия в речевом развитии ребенка

Опубликовано 23.01.2019

Слух является непременным условием успешного формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Но и при нормальном слухе у детей встречается нарушение звукопроизношения. Это может быть вызвано нарушением моторики артикуляционного аппарата, недостаточным развитием фонематического восприятия.

Под фонематическим восприятием понимают специальные умственные действия по дифференциации (различению) звуков речи и установлению звуковой структуры слова. Оно содержит в себе два компонента: фонематический слух и элементарный звуковой анализ. Благодаря фонематическому восприятию, которое развивается на основе фонематического слуха, происходит различение на слух звуков речи.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой овладения грамматическим строем языка, успешного освоения навыков письма и чтения. Фонематическое восприятие формируется у ребенка в процессе его обучения пониманию устной речи как первичная форма речевой деятельности. Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению, поэтому фонематическое восприятие является основой всей сложной речевой системы.

Нарушения фонематического восприятия приводят к смешению звуков и заменам в устной речи, а также заменам соответствующих букв на письме.
Представляем основные типы смешения  и замен звуков, а также букв:
•    звонких согласных глухими («блакала» – плакала, «крафин» – графин);
•    твердых согласных мягкими («потерала» – потеряла, «ягоди» – ягоды, «сина» – синяя);
•    свистящих согласных шипящими («чаши» – часы, «пирозное»  – пирожное, «какели»  – качели);
•    аффрикат [ц, ч] с составляющими их звуками [т + с, т + ш] («вселился» – вцепился, «светы»  – цветы); [с] и [ з] со звуками [т] и [ д ] (“кратит” – красит, “кординка” – корзинка).

Таким образом, достаточный уровень развития фонематического восприятия является непременным условием успешного обучения грамоте. Поэтому ранняя диагностика сформированности фонематического слуха является необходимой для своевременного преодоления его недоразвития.
С целью обследования сформированной фонематического восприятия можно   использовать следующие  задания.
1.  Для проверки слуховой дифференциации звуков ребенку предъявляются картинки, названия которых различаются только одним проверяемым звуком. Например: мишка – миска, коза - коса, ложки – рожки, кошка – кочка, лук – люк.
Для получения правильного результата необходимо соблюдать следующие условия:
• Картинки называет взрослый, а ребенок их показывает
• Картинки называются в разной последовательности, иногда одно и то же название повторяется несколько раз подряд
• Никаких дополнительных или поясняющих слов не допускается
• Родителям не следует смотреть на называемую картинку, поскольку многие наблюдательные дети часто следят за направлением взгляда взрослого, что облегчает им выполнение задания
• Нижняя часть лица взрослого закрывается экраном (листом бумаги, ладонью), так как некоторые звуки, не различаемые ребёнком на слух, могут быть узнаны им по артикуляции губ
• Во время обследования следует внимательно наблюдать за поведением ребенка во время показа картинок: выполняет ли он задания спокойно и уверенно или же колеблется, вопросительно поглядывает на взрослого или просто показывает картинки наугад.
2.        Ребенку предлагают повторить цепочки слогов или слов с оппозиционными звуками:
Та – да,  да – та, ка – га, та – да – та, да – та – да, ка – га – ка, ца – ча – ца, ча – ща – ща,  оц – оть – оц, Том – дом, Лук – люк
Сок – цок
3.    Ребенка просят хлопнуть в ладоши, если он услышит заданный звук среди произносимых взрослым. При этом называют разные звуки, включая сходные с заданным звуком по каким-либо признакам.